.
Школьное
обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения
предложенной информации.
В
зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно
можно разделить на четыре категории:
Визуалы -
люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы -
те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики
- люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения
(обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном
через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта
категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам
младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не
свойствен.
•
На уроке учитель может представлять информацию
детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический
канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.
Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и
учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди
педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет
(если не считать учителей физкультуры и труда).
•
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит
освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
•
Особенности умственной работы существенно отличаются
(например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
•
Если родители и учитель знают, к какой категории
относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится
понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на
разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и
т. д.
Теперь
кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал
восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной
школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если
это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник
(самодиагностика).
Словарь
общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы,
прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина,
на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала
характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте,
обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь
кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения
(схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
Направление
взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у
аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать
свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на
звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности
запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал -
то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление.
Запоминает двигаясь.
Есть еще такие
характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр
голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока
достаточно противоречивые.
А сколько возможностей у
учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных
делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее
задание. Допустим, оно написано на классной доске.
1.
Визуал: послушно откроет
дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он
предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко
воспримет ее записанной именно на доске.
2.
Аудиал: если захочет
записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по
парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может
"сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или
просит сделать это родителей и сказать ему.
3.
Кинестетик: чаще всего
долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные
страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
1.
Визуал: чаще всего
остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное
- возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут
помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он
предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или
рассматривать информацию на стенах.
2.
Аудиалы используют
перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке
пришлось "держать рот на замке".
3.
Для кинестетика перемена
нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей
водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок
инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
т Так же индивидуально нужно
подходить к каждому из них и в учебной работе.
•
от визуала можно требовать
быстрого решения задач;
•
от аудиала - немедленного
повторения услышанного им материала;
•
от кинестетика лучше не
ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом
отношении,
ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
•
визуалу разрешить иметь
под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала
может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
•
аудиалу не делать
замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так
ему легче справиться с заданием;
•
кинестетика не заставлять
сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной
разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую
комнату и т.д.); запоминание материала у него
легче происходит во время
движения.
Разумеется, очень важно общаться
с ребенком на "его языке":
•
с визуалом используя
слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом
различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы,
таблицы, наглядные пособия и др.;
•
с аудиалом используя
вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно
головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
•
с кинестетиком используя
жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных
процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти-; чем
больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в
ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку
произведет нужный эффект, если будет сделано "на его
языке":
•
визуалу лучше покачать
головой, погрозить пальцем;
•
аудиалу - сказать шепотом
"ш-ш-ш";
•
кинестетику - положить
руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в
том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей
природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически
не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для
восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения
Комментариев нет:
Отправить комментарий